FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Праздники

Карты    Виза     Климат     Памятка туриста     Праздники     Курорты Шри Ланки


Шри-Ланка изобилует праздниками, которых насчитывается не менее 166 в году.

Большинство из них уходит корнями в глубокое прошлое. Наиболее почитаемые из них: вынос Священного Зуба Будды из храма Далада Малигава в Канди, во время фестиваля Эсала Перахера, сопровождающегося многодневным праздничным шествием, с участием сотен храмовых слонов, танцоров, факельщиков, знаменосцев. Не менее грандиозное зрелище можно увидеть во время праздника Навам Перахера, проходящего на берегу живописного озера Бейра. Праздничные шествия, посвященные богу Сканде, младшему сыну бога Шивы, ежегодно собирают в Катарагаме тысячи желающих принять участие в традиционных церемониях. Шри-Ланка также известна своими ремеслами: резьба по дереву и слоновой кости, изготовление масок, батик, плетеные изделия. В горах Нувара Элии выращивают лучший в мире чай, а из шахт Ратнапуры добывают драгоценные камни: сапфиры, рубины, аквамарины, аметисты и топазы. В центральной части Шри-Ланки, в районе "Культурного треугольника", находятся исторические памятники охраняемые ЮНЕСКО: древние города Анурадхапура и Полоннарува, с грандиозными буддийскими храмовыми комплексами, львиная скала Сигирия и Золотой пещерный храм в Дамбулле. Многим памятникам истории более 20 веков. Шри-Ланка всегда по праву считалась колыбелью буддизма, настолько всеже много буддийских реликвий хранится на этом острове...

 

Фестиваль Эсала Перахера

 

Посетив Шри-Ланку в августе, Вы можете стать участником грандиозного буддийского фестиваля Эсала Перахера. Если верить легенде, около двух тысяч лет тому назад, на Цейлон привезли из неспокойной в то время Индии, Священный Зуб Будды, который был выхвачен из погребального костра одним из его учеников. С тех пор зуб тщательно хранится монахами то в специально построенных храмах, то в тайниках. Никто, кроме посвященных, не может видеть саму реликвию. Большая удача увидеть хранилище Зуба - карандуву. Говорят, зуб показывали только королеве Елизавете, Валентине Терешковой и может быть еще нескольким известным особам...

 

Эсала Перахера - это многодневный праздник, (шествие происходит в ночное время), посвященный поклонению реликвии, связанной с Буддой. В Канди, в храме Далада Малигава уже несколько веков хранится Священный Зуб Будды - единственная сохранившаяся материальная частица Будды. Только один раз в году, сокровище выносят из храма. Тысячи паломников и туристов получают возможность мысленно прикоснуться к сокровенному. Во всех буддистских храмах острова (Шри-Ланка - страна с преимущественно буддистским населением) в течение года идет подготовка к празднику. В Канди на фестиваль собираются не только священнослужители со всей страны, но и все храмовые слоны (а это не менее ста животных). Слоны украшены роскошными попонами, фонариками, а спину слона, представляющего храм Далада Малигава, венчает хранилище Священного Зуба Будды. Лучшие танцоры Шри-Ланки, музыканты, факельщики, знаменосцы - все, что есть красочное и яркое - все объединяется в единый поток, движущийся по улицам Канди. И это из ночи в ночь почти две недели, продвигаясь в сторону реки Махавели. Помимо этой, ни на что более не похожей, "демонстрации", в эти дни проводится масса удивительных обрядов, апофеозом которых является магический обряд "разрезание воды".

 

Описать все, что происходит в период праздника, невозможно не только потому, что Эсала Перахера - грандиозный фестиваль со множеством сложных обрядов и красочных церемоний. Это событие сакрального порядка: принимая в нем участие, сквозь фестивальную суету прикасаешься к космической вечности, а это нельзя описать, это можно только почувствовать.... 

 

Катарагама 

Город Катарагама находится на юго-востоке Шри-Ланки, в 283 км. от Коломбо, рядом с национальным парком Ялла. В средние века Катарагама представляла собой маленькую деревеньку окруженную джунглями, в настоящее время это быстро развивающийся городок. Меник Ганга, река самоцветов, разделяет город на две части. В северной расположен храмовый комплекс - дагоба Кири Вихара, мусульманская мечеть Масджад-ул-Хизр, индуистский храм Катиркамам, в южной - административные и жилые здания, отели, рестораны, магазины.

 

Фестиваль в Катарагаме  

Однажды, один из индуистских богов - Сканда - младший сын Шивы и Парвати, спустился с горы Кайласы и направился по течению реки к океану, в самую южную точку острова. Плот принес его на мыс Дондра. Богу не понравилось, что там сильно пахло рыбой, и он решил отправиться туда, куда упадет брошенный им трезубец. Священное оружие пролетело почти 60 миль и упало на холм возле Катарагамы.

Впоследствии это местечко стало индуистской Меккой. Здесь, в затерянной среди джунглей деревушке в юго-восточной (сингальской) части острова находится главная индуистская святыня Шри-Ланки - храм бога Сканды. Один раз в год, в августе, в период между новолунием и полнолунием, им одним ведомыми тропками, сюда пробираются тамилы с северной и восточной части острова. Болезни, нужда, несчастья, жажда удачи в делах приводят сюда тысячи семей. Они просят у Сканды спасения, исцеления, помощи. Здесь все равны. И хариджане - обездоленные из каст неприкасаемых могут не бояться, что их прогонят.

Сначала паломники совершают омовение в речке Меник-Ганга. Затем выстраиваются в бесконечную очередь, держа в руках подносы с цветами, фруктами, рисом. Подойдя к храму, каждый из них должен разбить кокосовый орех о камень, лежащий на земле. Если кокос расколется на две половинки - все будет хорошо, если отскочит - жди неприятностей. 
 

 

В Катарагаме процветает культ самоистязания. Считается, что Бог хранит истинно верующих, а пострадавших наказывает за их собственные грехи. Под аккомпанемент флейт, морских раковин и барабанов движется процессия, в центре которой, окруженный танцорами, медленно идет обнаженный по пояс человек. Его бритая голова посыпана пеплом сандалового дерева, кожа спины проткнута крючьями наподобие рыболовных, от которых протянута веревка к влекомой мучеником колеснице. Некоторые паломники передвигаются к храму, перекатываясь по земле. Другие, наоборот, идут на ходулях.

Главный храм набит людьми. Светильники распространяют одуряющий запах горелого масла. Стены и потолок расписаны мифологическими сюжетами. В глубине, за семью занавесями скрыт алтарь - бог Сканда верхом на павлине. Туда допускается только Верховный жрец. Там хранится драгоценная шкатулка с выгравированными на ней мистическими знаками - талисман сверхъестественной силы, идущей от Сканды. Каждый богомолец передает ему поднос. Жрец заносит внутрь фрукты и потом возвращает их хозяину.

Ночью происходит самая главная церемония - хождение по огню. Перед Главным храмом разводят огромный костер. Сидящие в первых рядах закрываются от нестерпимого жара одеялами, тряпками, циновками. Жрец бросает в огонь благовония и кропит святой водой. Костер горит часа три, пока не образуется толстый слой углей - пышущая жаром полоса десятиметровой длины. Те, кто собрался подвергнуть себя пытке, обращаются с молитвой к богу огня Агни, прося укрепить, дать сил выдержать испытание.

Под бой барабанов, звуки деревянных флейт, заунывный вой морских раковин и рев толпы первые смельчаки ступают на жаровню. Босые ноги по щиколотку погружаются в пышущие жаром угли, которые хрустят, как снег под валенками в морозный день. Некоторые падают, вопя от боли. Говорят, что в минуту массового фанатизма, в порыве бешеного экстаза, на самом пике нервного транса в организме вырабатывается нечеловеческая сопротивляемость. В этот момент любой может пройтись по горящим головешкам, как по песчаному пляжу. Очищенные священным огнем бросаются в пляс и обнимают друг друга. А пострадавшие обижаются только на себя - они шли на подвиг без достаточной веры...